ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Основные принципы построения ГИСОГД в Республике Башкортостан

Система концептуально состоит из регионального сегмента системы и интегрируемых с ним муниципальных информационных систем.

Технический облик системы показан на рисунке 1.

Ядро системы размещается в республиканском Центре обработки данных (ЦОД).

Пользователи всех 64 муниципалитетов без исключений работают с системой через браузеры.

2. Архитектура ГИСОГД РБ

ГИСОГД РБ строится на единой методологической и технологической основе вовсех задачах сферы управления развитием территории: разработка ключевых систем в сфере градостроительства, объектов недвижимости, муниципальной геоинформатики ведется на единой методологической и технологической основе – согласованных программных продуктов, которые разработаны в самом Башкортостане. Опыт работы специалистов республики в сфере автоматизации градостроительной сферы — более 25 лет. Муниципалитет г.Уфа является лидером в России в сфере муниципальной геоинформатики и системах управления развитием территории и управления муниципальным имуществом. Функционал этих систем далеко опережает многие другие аналогичные системы в России.

Основным сегментом системы является центральная интегрированная компонента, включающая в себя

  • единую информационную модель всей территории (центральная республиканская компонента);
  • система тематических геопорталов, связанная с информационной моделью республиканского уровня и отображающих данные территорий на едином поле цифровой карты региона;
  • интегрированную муниципальную компоненту, в которой работают подавляющее число муниципалитетов (62 из 64) в задачах предоставления муниципальных услуг в электронном виде. Муниципальные компоненты г.Уфы и Уфимского района вынесены на вычислительные средства этих двух муниципальных образований, продолжая оставаться в непрерывной связи с центральной республиканской компонентой;
  • архитектура ГИСОГД республики в целом являясь централизованной (серверы размещены в республиканском ЦОДе, клиенты работают через браузеры), допускает что муниципальные компоненты могут быть вынесены на оборудование в муниципалитет с целью возможности работы в составе муниципальных комплексов, а также систем «безопасный» и «умный» город, а также работы с картографическими слоями ограниченного или приватного для муниципалитета доступа. Так в РБ в муниципальные компоненты ГИСОГД РБ вынесены в следующие муниципалитеты:
    • Администрация г.Уфы;
    • Администрация Уфимского района;
  • в случае необходимости вынесенные в два города муниципальные компоненты ГИСОГД РБ могут быть оперативно возвращены в ЦОД республики в Единую муниципальную компоненту или наоборот – при необходимости вынесены в муниципалитет без ущерба для интегрированности всей системы: при этих операциях сохраняется связь между центральным комплексом и вынесенными из центра муниципальными компонентами;
  • все заявки на муниципальные услуги от заявителей поступают с ЕПГУ (преимущественно) с новыми формами Минстроя РФ, часть услуг регионального вида, предоставляются через региональный портал государственных услуг (РПГУ);
  • с единой информационной моделью территории связана Аналитическая подсистема, куда автоматически или по запросу тиражируются данные со всех муниципалитетов и размещаются в аналитической базе данных, структура которой приспособлена для подключения высокоэффективных средств визуализации данных или OLAP-инструментов. Таким образом, для формирования аналитических отчетов, в т.ч. графиков и тематических карт не требуется участие программистов;
  • несмотря на то, что в системе имеется и Web-ГИС с возможностью удаленного редактирования карт, ведение цифровых карт в соответствии с российскими стандартами в рамках Web-идеологии и в режиме непрерывного контроля действий пользователя практически невозможна. Поэтому в системе присутствует мощная региональная Desktop-ГИС «ИнГео», в которой муниципалитеты ведут любые цифровые карты своей территории, будучи удаленно подключенными к единому центральному серверу ГИСОГД;
  • права доступа к цифровой карте региона настроены у пользователей не только с учетом доступа к функциональным слоям, но по территории, что не позволяет пользователям одного муниципалитета мешать работе пользователей других муниципалитетов;
  • ГИС «ИнГео» — полнофункциональная ГИС, клиент-серверной архитектуры. Поставляется без ограничения на количество рабочих мест в вычислительной сети. Вся ГИСОГД установлена без ограничений на количество рабочих мест.

3. Составные части регионального комплекса, связанного с ГИСОГД РБ

В республике все задачи, связанные с цифровой картографией, управлением развитием территории и управления объектами недвижимости решаются в интеграции информационных систем, объединяющих и системы муниципального уровня:

  • ГИСОГД РБ интегрирована с Фондом пространственных данных Республики Башкортостан (ФПД, региональный портал пространственных данных), где концентрируется вся топографическая картографическая основа республики;
  • ГИСОГД РБ интегрирована с республиканской Системой подготовки технических условий на строящиеся объекты с подключением ресурсо-снабжающих организаций региона;
  • ГИСОГД РБ интегрирована с Автоматизированной информационной системой Государственной кадастровой оценки Республики Башкортостан (компьютерная массовая оценка объектов с учетом планов градостроительного развития населенных пунктов и муниципальных районов);
  • ГИСОГД РБ интегрирована республиканской c Автоматизированной информационной системой «Имущество», автоматизирующей деятельность Министерства земельно-имущественных отношений РБ и выходящей на муниципалитеты республики в задачах ведения реестров объектов государственного и муниципального имущества, их правового статуса, оформления сделок с объектами муниципальной и государственной недвижимости, контроля арендных платежей с системами ФНС – СУФД и ГИС ГМП, и др.

4. Основной функционал ГИСОГД РБ

Главный принцип создания ГИСОГД РБ – принцип интеграции, определяющий, что ГИСОГД РБ развивается при сохранении и увеличении интеграции с муниципальными информационными, региональными и федеральными информационными системами.

4.1. Функционал ГИСОГД РБ в задачах геоинформатики:

  • наличие Desktop-ГИС («ИнГео»), обладающей самым полным функционалом ведения цифровых карт всех масштабов в полном соответствии с российскими картографическими стандартами, наличием собственного редактора условных обозначений, преобразованиями координат пространственных объект и интеграции с внешними источниками пространственных данных – ППК Росреестра, Яндекс.Карты, Google Map, Bing, 2GIS и мн.др.;
  • наличие Web-ГИС «ИнГео» для удаленного – через – вэб-каналы редактирование цифровых карт (рекомендуется использовать для простых редактирований, т.к. Web-интерфейсы обладают ограниченными возможностями по профессиональному ведению цифровых карт;
  • ведение цифровых топографических планов в электронном виде всех масштабов (например, в г.Уфе в составе муниципальной ГИС ведется более 3 тысяч картографических с дежурством исключительно в среде ГИС «ИнГео»), включая дежурный план города М1:500 со всеми инженерными сетями и объектами недвижимости, геологическим условиями и мн.др.;
  • синхронизация пространственных данных между геоинформационными системами открытой и изолированной («ограниченного доступа») части вычислительной сети – например, для обеспечения «секретности» дежурных планов М1:500 городов;
  • ведение в среде ГИС генеральных планов населенных планов в соответствии с 10-м приказом Минэкономразвития. Экспорт схем градостроительной документации с ФГИС ТП в принятом для системы формате gml;
  • ведение в среде ГИС схем территориального планирования территорий муниципальных районов Республики Башкортостан в соответствии с 10-м приказом Минэкономразвития. Экспорт схем градостроительной документации в ФГИС ТП в принятой для системы структуре данных в формате gml;
  • система Геопорталов для публикации различных цифровых карт и планов в сети интернет или внутренних сетях органов власти;
  • импорт данных Единого государственного реестра недвижимости в форматах Росреестра (кадастровые планы территорий, выписки о земельных участках, объектах капитального строительства, различные зона, поставленные на государственный кадастровый учет, включая территориальные зоны и ЗОУИТы);
  • установление для пользователей прав доступа к картографическим полям, а также с возможностью локализовать доступ к картам только в рамках ограниченной территории.

4.2.  Детализированный функционал в сфере предоставления муниципальных и государственных услуг в электронной форме в области строительства

  • учет муниципальных услуг, подготовка отчетности по муниципальным услугам (форма отчета квартальная с отчета за I квартал 2019 года № 1-ГМУ «Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг», форма отчета годовая с отчета за 2019 год № 2-ГМУ «Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг»,  утвержденные Приказом Росстата от 17.12.2018 № 744 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг»);
  • автоматизация подготовки ГПЗУ;
  • автоматизация подготовки Разрешения на строительство, Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и т.п.;
  • автоматизация подготовки уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
  • автоматизированная подготовка отчетов по подготовленным Разрешениям на строительство и на ввод в эксплуатацию (Приложение № 17. Сведения о выданных разрешениях и уведомлениях на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию (Форма 1 — разрешение (месячная)), утверждена Приказом Росстата от 15.07.2020 N 383 (ред. от 29.04.2021, с изм. от 30.07.2021) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»);
  • автоматизированное формирование и согласование схемы направления трасс инженерных сетей (СНИС);
  • подготовка и утверждение документации по планировке территории;
  • подготовка разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции ОКС, а также разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
  • подготовка разрешений на право вырубки зеленых насаждений и разрешений на осуществление земляных работ;
  • учет уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса ОКС;
  • согласование архитектурно-градостроительного облика объектов;
  • признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
  • государственный строительный надзор;
  • и другие услуги, поступающие в ГИСОГД с ЕПГУ (новые формы Минстроя РФ) или РПГУ Республики Башкортостан;
  • ведение делопроизводства, учет обращений и документов;
  • интеграция с Региональным порталом государственных услуг;
  • интеграция с ЕГРН посредством СМЭВ;
  • интеграция с ФИАС;
  • интеграция с ЕГРЗ посредством СМЭВ;
  • интеграция с ЕИС ЖС (ограниченно вследствие неразвитости ЕИС ЖС в части межсистемных интерфейсов).

4.3. Функционал подсистемы ГИСОГД Регионального уровня управления

  • структурированное ведение наборов данных в соответствии с п.4 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, а также в соответствии с Приказом 433, включая прием заявок на учет тематических наборов данных и на выписки из информационного хранилища ГИСОГД:
    • раздел 1 «Документы территориального планирования Российской Федерации»;
    • раздел 2 «Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации»;
    • раздел 3 «Документы территориального планирования муниципальных образований»;
    • раздел 4 «Нормативы градостроительного проектирования»;
    • раздел 5 «Градостроительное зонирование»;
    • раздел 6 «Правила благоустройства территории»;
    • раздел 7 «Планировка территории»;
    • раздел 8 «Инженерные изыскания»;
    • раздел 9 «Искусственные земельные участки»;
    • раздел 10 «Зоны с особыми условиями использования территории»;
    • раздел 11 «План наземных и подземных коммуникаций»;
    • раздел 12 «Резервирование земель и изъятие земельных участков»;
    • раздел 13 «Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках»;
    • раздел 14 «Программы реализации документов территориального планирования»;
    • раздел 15 «Особо охраняемые природные территории»;
    • раздел 16 «Лесничества»;
    • раздел 17 «Информационные модели объектов капитального строительства»;
    • раздел 18 «Иные сведения, документы, материалы».
  • автоматизация деятельности региональных органов исполнительной власти, выполняющих функции в сфере градостроительства:
    • учет государственных услуг, подготовка отчетности по государственным услугам (форма отчета квартальная с отчета за I квартал 2019 года № 1-ГМУ «Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг», форма отчета годовая с отчета за 2019 год № 2-ГМУ «Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг»,  утвержденные Приказом Росстата от 17.12.2018 № 744 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг»);
    • согласование и утверждение охранных зон инженерных объектов, включая учет данных об инженерном объекте, о проекте границ охранной зоны, определение перечня земельных участок, входящих в охранную зону, учет истории обращений заявителя в процессе доработки проекта границ охранной зоны с указанием замечаний на каждом этапе согласования, формирование распорядительного документа, утверждающего границы охранной зоны.
    • подготовка разрешений на строительство и ввод линейных объектов, расположенных на территории двух и более муниципальных образований;
    • контроль исполнения ОМСУ законодательства в сфере градостроительства, включая автоматизированную подготовку плана проверок ОМСУ на год, приказа об утверждении плана проверок, формирование расписания проверок, учет и контроль сроков проверок, актов проверки органов местного самоуправления, предписаний, а также учет сроков исполнения предписаний, учет обращений в прокуратуру об исполнении предписаний, подготовка отчетов по результатам проверок.

4.4 Другой функционал

  • ведение адресного реестра в муниципальных образованиях в рамках единой республиканской распределенной системы «Адреса»:
    • ведение реестра адресов в привязке к топографическим планам территории населенных пунктов (регистрация нового адреса, аннулирование адреса и технологические процессы, связанные с этими процедурами);
    • автоматизированное оформление решения о присвоения адреса объекту адресации, решения об изменении и (или) аннулирования адреса объекта адресации др.
  • ведение единой распределенной республиканской системы ведения адресных планов и реестров населенных пунктов в интеграции с системой Фонда пространственных данных республики, а также подсистемой выверки адресов из ФИАС и кадастровых номеров из ЕГРН в связке с цифровыми дежурными планами населенных пунктов;
  • ведение в электронном виде Градостроительного регламента (в составе ПЗЗ) в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», включая учет реестровых и пространственных данных ранее действовавших, а также проектируемых версий Градостроительного регламента, и автоматизацию процесса ввода в действие новых версий Градостроительного регламента. Часть территориальных зон «подкачивается» из Росреестра;
  • учет объектов проектирования и строительства на территории МО.

4.5. Аналитическая подсистема

  • аналитическая база данных отделена от рабочих баз данных (обновление реализуется синхронизацией по запросу или заданному расписанию), и с ней могут использоваться современные средства интерактивной визуализации данных, в т.ч. PowerBI, Google Data Studio, Триафлай, различные OLAP-инструменты;
  • построение аналитических отчетов об объектах на территории региона и о градостроительных процессах, в которые они вовлечены;
  • статистические отчеты по предоставляемым услугам в разрезе муниципалитетов и республики в целом.